В практике стран Евросоюза отличным методом сохранения и поддержки индивидуальных предпринимателей и небольших компаний стало создание кластеров. В условиях глобализации они стали консолидирующей силой, направляющей предприятия на достижение максимальной эффективности и получение значимых конкурентных преимуществ. В ЕС сегодня свыше двух тысяч кластеров, в которых работает 38 % трудоспособного населения.
Каким образом кластер помогает предпринимателю? Благодаря объединению у небольших предприятий появилась возможность значительно снизить накладные расходы, передав решение второстепенных задач на аутсорсинг. Поскольку ядром транспортного кластера, как правило, является группа перевозчиков, то обслуживающие их компании могут предоставлять свои услуги в одном удобном месте. Это помогает перевозчикам не только конкурировать с крупным бизнесом, но и гарантирует для участников кластера высокую рентабельность,
экономическую безопасность, независимость друг от друга, уверенность и доступ к новейшим разработкам и ресурсам отрасли. В этом смысле неплохой новостью для транспортников Беларуси стало создание в феврале 2019 года первого в Беларуси транспортного кластера – ООО «Центр транспортного кластерного развития». По просьбе читателей «МТМ» наш корреспондент поинтересовался, что же он из себя представляет?
По словам одного из учредителей предприятия Вячеслава ДОВНАРА, на первом этапе в объединение вошли несколько десятков малых автотранспортных предприятий с парком от 10 до 30 автопоездов, работающих в системе МДП. Задача центра обеспечить их поставщиками банковских, лизинговых, страховых, логистических, сервисных, образовательных и научно-исследовательских услуг, а также привлечь другие заинтересованные компании для расширения своего бизнеса с предоставлением соответствующих площадей и инфраструктуры, предложить необходимые услуги транзитному транспорту.
– Немаловажен и такой факт, – конкретизирует Вячеслав Иванович. – Одним из учредителей ООО «Центр транспортного кластерного развития» – ООО «Оствесттранскар» – было решено недалеко за пределами г. Минска на трассе М-14/МКАД-2 (д. Касынь) приобрести базу бывшего транспортного предприятия ООО «Белинтертранс». В последнее время здесь обслуживалось около 700 единиц автомобильной техники одновременно. Сегодня мы предлагаем здесь офисные помещения, раздельные производственные площади с ремонтными зонами, склады. Причем в период 2020-2022 г.г. планируется и создание оптимальных условий для транзитного транспорта. Прямо на МКАД-2 намечаем построить современный комплекс, где разместятся две АЗС, гостиница, придорожное кафе и иные объекты. По этому поводу в ближайшее время пройдут переговоры с представителями национальных ассоциаций перевозчиков, экспедиторов, другими компетентными организациями стран Евросоюза и Евразийского экономического союза, которым будут презентованы все возможности первого белорусского транспортного кластера. Причем минские областные и районные власти всегда были заинтересованы в поддержке развития частного бизнеса, создавая самые благоприятные условия, и это тоже сыграло огромную роль в принятии решения о запуске нового инновационного проекта именно в Минском районе.
– Вячеслав Иванович, если судить по европейскому опыту, одной из главных задач создания транспортного кластера является достижение партнерами высокой выработки каждым автопоездом, снижение себестоимости перевозок и, в конечном итоге, получение прибыли. Участие в кластере может это гарантировать?
– По расчетам экспертов, сократив простои одного автопоезда на 3 – 5 дней (простой в один день дает потери в среднем от 200 до 400 долларов США), каждое предприятие кластера сможет увеличить свою выручку в расчете на один автопоезд на 1 200 – 1 500 долларов для перевозчика, имеющего, условно, 10 автопоездов, что увеличит выручку на 120 – 150 тысяч долларов в год. Еще одним существенным бонусом для участников станет возможность избежать простоев и потери клиента, если водителя нет на рабочем месте (из-за болезни, отпуска, семейных обстоятельств) или если у водителя нет визы. Наличие в кластере фирм-перевозчиков с различным штатом водителей даст возможность получить аутсорсинг услуг у коллег по бизнесу. Кроме того, выгодные условия для обновления современного подвижного состава, необходимого оборудования и получения оборотных средств предоставят банкпартнер и его лизинговая компания. И еще. Объединение всех перевозчиков в единый пул в кластере, оставаясь юридически и финансово самостоятельными предприятиями, даст возможность для всех его участников получить скидки на заправляемое топливо, поставляемые для ремонта подвижного состава запасные части, шины, АКБ, услуги по техническому обслуживанию, ремонту подвижного состава, предоставление бухгалтерских, юридических, экспедиторских, банковских, лизинговых, страховых, аудиторских услуг, услуг связи, налоговое консультирование, возможно, появится единая посыльная служба для отправки и получения документов и многое другое, что позволит, по нашим расчетам, уменьшить себестоимость перевозки на 5 – 12 %, или на 250 – 500 долларов США с автопоезда в месяц, и, соответственно, для предприятия, имеющего 10 автопоездов, до 50 тысяч долларов в год. В условиях нашего кластера можно организовать мойку автомобиля, пройти техосмотр, сделать ремонт и одновременно оформить документы ЭПИ, не теряя драгоценного времени. Все это можно совмещать с обязательным и комфортным отдыхом водителя, сократить расходы на содержание штата сотрудников.
Однако наиболее существенную экономию перевозчики смогут получить за счет сокращения простоев и высокой выработки каждым автопоездом. Ведь сегодня в малых компаниях существует проблема нехватки водителей: машина останавливается, если водитель ушел на больничный или у него закончилась виза. При этом сутки простоя означают недополучение 300 – 400 долларов валютной выручки. Пять дней простоя – потеря уже порядка двух тысяч долларов. Поэтому в наших планах – организовать аутсорсинг водительских услуг (между компаниями) в рамках кластера.
Серьезное внимание в транспортном кластере будет уделено внедрению научных разработок и новейших информационных технологий. В частности, таких полезных, как ремонт и восстановление запчастей.
В планах – создание совместно с Национальной академией наук, БНТУ и другими заинтересованными сторонами научно-технического центра «Технопарк». Все наши участники получат возможность подключиться к транспортно-логистической навигационной системе SILA.
– Сохранить свою независимость и при этом стать участником мощного объединения с разумным подходом к организации работы, открывающим новые возможности в развитии, – вот что означает быть в первом
белорусском транспортном кластере, – убежден Вячеслав Довнар. – Среди организаций, поддержавших идею создания транспортного кластера – Министерство экономики, Минтранс и Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков «БАМАП».
Кластер создается не на пустом месте. По словам автора проекта, поскольку это база бывшего транспортного предприятия, необходимая инфраструктура для работы международных автоперевозчиков есть. Подготовлено 220 офисных рабочих мест, 10 отапливаемых боксов для ремонта автотехники, пять складских помещений общей площадью 500 кв. м, а также стоянка на 150 – 200 автопоездов.
Такой же точки зрения придерживается и глава бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ. Кстати, по инициативе этого бизнес-союза в прошлом году запущен проект «Внедрение кластерной системы в Республике Беларусь». Сейчас, как видим, получила поддержку и идея формирования центра транспортного кластерного развития, чей правовой статус определен в соответствующих документах.
– Формирование кластеров – актуальная задача для нашей страны, поскольку помогает предприятиям влиться в цепочки добавленной стоимости, причем не только в пределах национальной экономики, но и в формате
внешнеэкономической деятельности, – подчеркивает Жанна Тарасевич. – Создание транспортных кластеров в Беларуси – прогрессивная идея, наши близкие соседи и дальнее зарубежье выбрали такой же путь, правда, имея за плечами сейчас уже определенный опыт. Я сама, например, знакома с опытом внедрения и функционирования кластеров в Польше, заметно влияющих на увеличение экспорта товаров и услуг. Здесь на должном уровне предусмотрена и государственная поддержка подобного рода формирований, в том числе финансовая.
В начале июля, кстати, делегация белорусских предпринимателей по линии нашего союза отправится к польским коллегам именно за изучением их наработок в данной области, думаю, к нам присоединятся и функционеры Центра транспортного кластерного развития.
Да, участие в кластере сулит малым транспортным предприятиям несомненные выгоды. Сообща они могут выходить на более крупные заказы в перевозках грузов, подстраховывать себя на международном и внутреннем рынках, значительно увеличить конкурентный потенциал. То есть, из конкурентов они становятся партнерами. Немаловажны также совместное использование возможностей транспортной инфраструктуры, логистических, страховых, банковских и других видов услуг, системы скидок и так далее.
– Жанна Казимировна, от рисков никто не застрахован…
– Дело, скорее всего, не в рисках, а в нашем менталитете. Риска не будет, если будет доверие между участниками транспортного кластера. И, конечно, многое зависит от работы управленцев. На мой взгляд, со временем в ряды кластерной организации будут вливаться все новые малые субъекты хозяйствования и обслуживающие структуру организации.
Последнее суждение поддерживает Татьяна БЫКОВА, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, белорусский ученый-экономист. В этой связи хотелось бы напомнить, что тема кластеров в стране возникла не сегодня. Еще в июле 2016 года под эгидой Министерства экономики Беларуси на семинаре-совещании с участием представителей госорганов, деловых кругов, ответственных работников облисполкомов, инициаторов пилотных проектов, где присутствовала и Татьяна Петровна, было положено начало выработке среднесрочной стратегии действий в области кластерного развития на 2016 – 2018 годы. Были проанализированы проблемы и перспективы создания кластеров, а также определен алгоритм дальнейших действий по формированию и реализации кластерной политики на национальном и региональном уровнях. При этом презентовались два кластерных проекта, в том числе медикофармацевтический – в Витебской области и инновационно-промышленный кластер приборостроения в г. Минске. Очевидно, настал черед и кластера транспортного.
Татьяна Петровна знает об этом проекте, ознакомилась и с его схемой. Как человек, осторожный в своих оценках и практик, тем не менее, она поддерживает эту идею. По-сути, повторив суждение Жанны Казимировны: «успешная работа кластеров зиждется на доверии его участников». И в самом деле, кластер, в отличие от холдинга, гибкая структура, но важно при этом сохранить ее целостность, принципы, подходы и, повторюсь, доверие участников друг к другу. Этим будут обусловлены и перспективы кластера не как структуры «в себе самой», а постоянно развивающейся. Как показывает тот же польский опыт, постепенно в отраслевой кластер будут вливаться и другие организации-партнеры. И когда появятся первые положительные результаты, думаю, мы еще вернемся к этому разговору.
Собственно, «ниточка» к нему уже есть. Например, с энтузиазмом воспринял свое участие в первом транспортном кластере учредитель «ИП Станкевич» Андрей СТАНКЕВИЧ. На вопрос, что это дает его предприятию, где насчитывается всего пять машин, Андрей ответил предельно ясно:
– Выгоду уже ощущаю в том, что на базе кластера собраны все нужные мне контрагенты. В моих условиях иметь своего бухгалтера, декларанта, аудитора, юриста, техническую базу – ту же ремонтную зону, весьма накладно, да и времени затрачивается много. Здесь, оказывается, все сконцентрировано в одном месте. И я уже пользовался названными услугами. Выгодно? Выгодно.
Более того, участие в кластере позволяет не прибегать к услугам сомнительных контрагентов, а работать честно, на законных основаниях. Я оптимист, планирую расширять поле своей деятельности. Но пока проблема с оборотными средствами. Надеюсь, как и многие мои коллеги, высказавшие пожелание участвовать в кластере, на возможность движения вперед.
Свое видение об участии в кластере, в подтверждение слов Андрея Станкевича, обрисовала директор частного предприятия «Экология финансов» Надежда СЕРГЕЕВА.
– Я бы коротко охарактеризовала роль нашей компании: в кластере мы видим себя в качестве некоего связующего звена, роль которого видится в оказании официальных услуг налогового и бухгалтерского учета, консультаций по оформлению первичных документов. К сожалению, на сей счет у малых предприятий и сегодня, мягко говоря, разночтения в этом плане, иной раз их руководителям получить профессиональный ответ по той или иной проблеме просто не у кого. Тем более, если проблема касается специфической области – автотранспортной
деятельности.
Небезынтересно для корреспондента «МТМ» было и мнение члена правления Ассоциации «БАМАП», директора ООО «Оствесттранскар» Вячеслава ЛОЖЕЧНИКА.
– Как известно, – говорит он, – большинство предприятий международного автотранспорта Беларуси относятся к разряду малых, многочисленен и отряд индивидуальных предпринимателей. Так вот, наряду с другими преимуществами, задача кластера вывести эти предприятия на уровень средних, способных получать необходимые средства на свое дальнейшее развитие, продуктивно конкурировать на рынке экспорта транспортных услуг. Хотелось бы, чтобы первый транспортный кластер уже с первых шагов заявил о себе как надежный партнер в отрасли.
Что дальше? Вячеслав Довнар делает прогнозы:
– Важная задача кластера, о которой сейчас мало упоминается, – оказание услуг транзитному транспорту. Наш объект, расположенный в д. Касынь на трассе М-14/МКАД-2 (Минский район), находится на пути международных автопоездов, следующих в скандинавско-прибалтийском направлении. Кроме того, после завершения реконструкции участка второй кольцевой от Кургана Славы до Острошицкого городка в связи с ограниченной пропускной способностью МКАД-2 в этом направлении пойдет большой поток большегрузного транспорта из стран
ЕАЭС, в частности, из России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии… Поэтому уже теперь с одной топливной компанией мы обсуждаем совместный проект по созданию на автомагистрали объекта придорожного сервиса
европейского уровня в 2020 – 2021 годах. Будут построены гостиница, заправки, стоянки, кафе и магазины, которые станут частью кластера. Иностранным водителям здесь будет предоставляться полный комплекс услуг: возможность оформить таможенные и транспортные документы, отдохнуть, получить медицинскую помощь…
Во всем этом перевозчики смогли убедиться на первой презентации Центра транспортного кластерного развития в рамках выставки «БАМАП-2019» 30 – 31 мая. Следовательно, будет и продолжение темы на страницах газеты «Мир тяжелых моторов»…
Материалы разворота подготовил
Владимир МАКОВИЧ
Кстати
Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров была утверждена в Беларуси постановлением Совмина №27 от 16 января 2014 года. Назывались основные ее задачи: изучение имеющихся в стране условий и предпосылок для кластерного развития национальной экономики, выявление проблемных вопросов, препятствующих формированию кластеров, и нахождение путей их решения. Как отмечается в постановлении, государственная поддержка предусматривает субсидирование затрат на организацию деятельности кластеров, а также части затрат на создание специализированной инфраструктуры (создание и организация деятельности центров коллективного использования оборудованием, испытательных лабораторий); предоставление оборудованных помещений для размещения участников кластера и обеспечение их комплексом специализированных услуг на единой территории. Планируется, что организациям кластерного развития будут предоставляться в упрощенном порядке земельные участки (без проведения аукционов и взимания платы за право заключения договора аренды) и оборудование их индустриальных площадок необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для организации предпринимательской деятельности по производству товаров, работ, услуг.