Транспортный вестник

ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕСТНИК
30 МАЯ 2019


Начало большого пути

Под Минском стартовал проект по созданию первого транспортного кластера. Его инициатор и идейный вдохновитель известный бизнесмен Вячеслав ДОВНАР в успехе не сомневается.

Ориентированный на малый и средний бизнес кластер призван стать эффективным инструментом поддержки международных автомобильных перевозчиков. Как ожидается, кластерная система положительно скажется на экономике не только группы отечественных предприятий-единомышленников, поставляющих транспортные услуги на экспорт, но и экономике отрасли и района.

О принципах работы и преимуществах такой системы, перспективах развития в контексте отрасли в интервью обозревателю «ТВ» Инессе ГЕРМАНЧУК рассказал автор проекта.

– Вячеслав Иванович, вы создаете транспортный кластер, аналогов которому в нашей стране не существует. Как возникла эта идея?

– Случайно. Когда один из лидеров рынка автомобильных перевозок (и, к слову, один из моих партнеров) приобрел базу автотранспортного предприятия ООО «Белинтертранс» в Минском районе, возник вопрос, как эффективно ее использовать.

Работаю в сфере международных грузоперевозок около 30 лет и хорошо знаю проблемы малого бизнеса. На этом рынке ему сегодня непросто: существует высокая конкуренция со стороны крупных игроков и перевозчиков сопредельных государств, по-прежнему актуальна проблема нехватки разрешений третьих стран. Далеко не все перевозчики с парком в 5–25 машин могут позволить себе штат квалифицированных специалистов, иметь собственные ремонтные площади и складские помещения. У них нет возможности получить доступные заемные ресурсы, скидки на запчасти, топливо и услуги, которые есть у больших компаний. Усугубляют ситуацию нехватка водительских кадров и непредвиденные простои.

В то же время требования к международным перевозчикам с каждым годом только растут и в ЕС, и в ЕАЭС, и в нашей стране. Они должны иметь современный подвижной состав,  транспортно-информационное оборудование, подготовленных водителей. Поэтому и было принято решение создать такой проект, для нашей республики уникальный. Участвуя в нем, небольшие компании смогут повысить эффективность своей работы, стать более конкурентоспособными.

– Благодаря чему?  

– У них появятся более широкие возможности.

Объединившись под одной крышей, группа перевозчиков, во-первых, получит доступ к качественным и более дешевым услугам обслуживающих кластер компаний. Во-вторых, они могут рассчитывать на льготы от государства. В соответствии с Декретом № 6, направленным на стимулирование предпринимательской деятельности в малых городах и сельской местности, субъекты хозяйствования, размещенные в кластере, освобождаются от ряда налогов. В некоторых случаях могут получить и финансовую господдержку (Указ Президента № 255 от 21 мая 2009 года и Указ № 357 от 7 августа 2012 года, постановление Совета Министров № 27 от 16 января 2014 года).

– На какой стадии реализации находится проект?

– В настоящее время созданы все условия для прихода ключевых (генеральных) партнеров проекта: малых и средних международных автоперевозчиков – тех, ради кого он создается. На первом этапе мы готовы разместить 15–25 фирм с общим парком 500 автопоездов, которые составят основной костяк.

Три месяца назад было зарегистрировано – ООО «Центр кластерного развития» (среди учредителей – ООО «Оствесттранскар» и ООО «ДВ-Сервис плюс», один из кураторов проекта – известный в транспортной отрасли Вячеслав Ложечник). Подписаны соглашения о сотрудничестве с 45 компаниями, которые будут оказывать перевозчикам и остальным участникам всевозможные услуги.  Надеемся, в ближайшие месяцы количество этих компаний увеличится еще на 10–15. Сейчас ведутся переговоры.

Поскольку территория кластера – это база бывшего транспортного предприятия, необходимая инфраструктура для работы международных перевозчиков есть. Подготовлено 220 офисных рабочих мест, 10 отапливаемых боксов для ремонта автотехники, пять складских помещений общей площадью 500 кв. м, а также стоянка на 150–200 автопоездов.

Планируется, что с учетом водителей и работников охранных, ремонтных и хозяйственных служб ежедневно на территории предприятия будет трудиться порядка 400 человек. Всего, по нашим подсчетам, в кластере примут участие не менее тысячи человек.

– Кластерная модель подразумевает тесное взаимодействие между участниками проекта. Как будут выстраиваться взаимоотношения внутри кластера и какие преимущества получит малый бизнес?

– Одно из очевидных преимуществ – экономия на затратах. Сегодня перевозчики вынуждены тратить много времени и средств на прохождение тех-
осмотров, ремонтов, поездки в офисы различных организаций за документами – дозволами, страховками, книжками МДП и т. д. Как я уже говорил, в кластере будут работать обслуживающие компании, предоставляющие различные услуги: бухгалтерские, юридические, экспедиторские, банковские, лизинговые, страховые, аудиторские, налоговое консультирование и многие другие. Возможно, появится единая посыльная служба для отправки и получения документов. Это позволит сократить расходы на содержание штата сотрудников.

Участники кластера смогут получать скидки на топливо, техобслуживание и ремонт по-
движного состава, что уменьшит себестоимость каждой перевозки, по нашим подсчетам, на 5–12% (или сохранит 250–500 долларов с автопоезда в месяц).

Однако наиболее существенную экономию перевозчики смогут получить за счет сокращения простоев и высокой выработки каждым автопоездом. Ведь сегодня в малых компаниях существует проблема нехватки водителей: машина останавливается, если водитель ушел на больничный или у него закончилась виза. При этом сутки простоя означают недополучение 300–400 долларов валютной выручки. Пять дней простоя – потеря уже порядка 2 тысяч долларов. Поэтому в наших планах – организовать возможность аутсорсинга водительских услуг (между компаниями) в рамках кластера.

И если в месяц на каждом автопоезде наши перевозчики смогут уменьшить простои хотя бы на два дня, общая экономия (на 500 автопоездов) составит 300 тысяч долларов. Это размер валютной выручки, которая увеличится в среднем по кластеру за один месяц. А за год? Ведь в валютной выручке содержится чистая прибыль, которая сильно влияет на конкурентоспособность по сравнению с теми же крупными компаниями.

Серьезное внимание в транспортном кластере будет уделяться внедрению научных разработок и новейших информационных технологий. В частности, таких полезных, как ремонт и восстановление запчастей. В планах – создание совместно с БНТУ, НАН Беларуси и другими заинтересованными научно-технического центра «Технопарк». Все наши участники получат возможность подключиться к транспортно-логистической навигационной системе SILA.

Кроме того, на территории кластера появятся филиалы кафедр БНТУ, где студенты будут проходить производственную практику, а в дальнейшем, возможно, молодыми специалистами придут на работу в наши компании.

Таким образом, участие в кластере гарантирует более высокую рентабельность, экономическую безопасность, доступ к научным разработкам и новейшим информационным технологиям и в то же время независимость друг от друга.

– Когда сложится основной костяк кластера и он заработает, что будет дальше?

– Перед нами стоит две задачи: первая – предоставить комфортное существование и все преимущества кластера малым белорусским перевозчикам и обслуживающим их компаниям, вторая – оказание услуг транзитному транспорту.

Наш объект, расположенный на трассе М14/МКАД-2, находится на пути международных фур, следующих в скандинавско-прибалтийском направлении. Кроме того, после завершения реконструкции участка второй кольцевой от Кургана Славы до Острошицкого Городка в связи с ограниченной пропускной способностью МКАД-2 в этом направлении пойдет большой поток большегрузного транспорта из стран ЕАЭС, в частности, из России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и других.

Поэтому сейчас с одной крупной топливной компанией мы обсуждаем совместный проект по созданию на трассе объекта придорожного сервиса европейского уровня в 2020–2021 годах. Будут построены гостиница, заправки, стоянки, кафе и магазины, которые станут частью кластера. Иностранным водителям здесь будет предоставляться полный комплекс услуг: возможность оформить таможенные и транспортные документы, отдохнуть, получить медицинскую помощь. Плюс ко всему думаем организовать для них туристические и каршеринговые услуги.

– Достаточно ли действующее законодательство предоставляет льгот и преференций подобным бизнес-инициативам?

– Пока на наше предприятие распространяется декрет и указы, предоставляющие льготы бизнесу в сельской местности и малых городах. Более привилегированной территории с этой точки зрения, наверное, не найти. Кроме того, Минский район всегда был заинтересован в привлечении бизнеса – малого, среднего, индивидуальных предпринимателей. И местные власти ждут этот проект, ведь наше предприятие – прекрасный пример создания в сельской местности высокоразвитой инфраструктуры с новыми рабочими местами.

Однако уже на следующем этапе, когда в кластер придут перевозчики, мы ставим перед собой цель получить официальный статус кластера. Вероятно, это позволит получить дополнительные привилегии со стороны государства.

Хотелось бы, чтоб участникам кластера оказали поддержку финансовые фонды, работающие с малым и средним бизнесом. Это позволит решить проблему с доступом к  заемным средствам (кредитам, лизингу). Важно, чтобы у наших перевозчиков появилась возможность обновляться, приобретать современную технику на таких же выгодных условиях, которые получают большие компании.  Уже запланированы встречи с представителями ЕБРР, Фонда финансовой поддержки предпринимателей, Минэкономики, Совета по развитию предпринимательства.

Еще один важный момент – это большой земельный налог. Возможно, будем поднимать вопрос установления для кластера льготного налогового периода.

За рубежом подобные проекты, стимулирующие развитие малого бизнеса, давно и успешно практикуются. В Беларуси этот процесс тоже пошел, но не так активно. Как вы думаете, почему? 

– Опыт развития кластерной системы в Евросоюзе действительно весьма успешен. В ЕС сегодня – свыше двух тысяч кластеров, в которых работает 38% трудоспособного населения. В странах Западной Европы доля кластеров в экономике страны составляет порядка 50%. Есть и такие страны, прежде всего скандинавские, где вклад в ВВП достигает 80%.

В нашей стране тема кластерного развития тоже поднимается и находит поддержку со стороны Минэкономики, а также бизнес-союзов. И, что самое интересное, Евросоюз заинтересован в развитии кластеров в Беларуси. Существует немецкая программа поддержки развития кластеров, есть аналогичная польская инициатива. Причем речь идет о создании кластеров именно по европейскому образцу, чтобы зарубежный бизнес, который может прийти к нам, мог четко понимать правила игры.

Что касается сферы международных автоперевозок, наверное, так совпало, что последние годы стали сложным для транспортников периодом. Возможно, сами перевозчики осторожно подходят к кардинальным переменам. Кроме того, не было какой-либо серь-
езной инициативы. Эту тему нужно было озвучить. Сейчас мне уже даже начали поступать предложения по организации таких кластеров в других регионах страны.

– Есть примеры транспортных кластеров в странах ЕС?

– В Европе существуют объединения малых перевозчиков – схема схожая. При этом у европейцев – очень высокая выработка на автомобиль. Если в Беларуси средний пробег на одну машину составляет 10 тысяч километров в месяц, то там – 15–20 тысяч. Спрашивается, за счет чего? У перевозчиков, которые имеют подвижной состав Евро-5 и Евро-6, практически нет холостых пробегов: высокорентабельные загрузки они получают благодаря участию в транспортно-экспедиционных объединениях.

Естественно, наша задача состоит в том, чтобы с помощью экспедиторских компаний, внедрения логистических программ и проектов по информационным технологиям повысить эффективность работы перевозчиков. То есть снизить холостые пробеги и за счет этого увеличить валютную выручку.

– Среди организаций, поддерживающих вашу идею – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», с которой, вероятно, у вас могут пересекаться интересы?

– Ассоциация «БАМАП» – первая организация, куда я пришел с проектом создания транспортного кластера. И в настоящее время с двумя ее предприятиями «БАМАП-Сервис» и «БАМАП-Веды» мы определили варианты партнерского сотрудничества, нашли то, чем мы действительно можем помочь перевозчикам.

Идея была поддержана в том числе в Министерстве транспорта и коммуникаций и Министерстве экономики.

– По всему видно, вы безоговорочно верите в успех. Многолетний личный опыт подсказывает?

– Сразу скажу: этот проект – моя гордость. У меня патент № 1 на перевозки с 1986 года. За плечами – создание одной из первых в стране частной транспортной компании, транспортно-логистического центра. Кластер – еще один проект, который, надеюсь, станет значимым для страны.

Его потенциал невероятно огромный: если будут соответствующие условия, поддержка властей и, конечно, желание, перевозчиков. Так или иначе, уверен, после нашего примера процесс начнет набирать обороты.

– Как, по-вашему, воспримут идею сами перевозчики?

– Сегодня нет ни одного места в Беларуси, а может, и на всем пространстве СНГ, где перевозчик может получить такой широкий спектр услуг. Опыт в транспортном бизнесе позволяет мне видеть, какую пользу проект принесет перевозчикам и партнерам. А экономическую выгоду получат все его участники.

Как перевозчики отнесутся к этой идее, станет известно уже в ближайшие месяцы.

 В мировой практике создание кластеров является действенным методом поддержки малого бизнеса, а в условиях глобализации кластерная модель стала консолидирующей силой, направляющей предприятия на достижение максимальной эффективности и получение значимых конкурентных преимуществ. Постепенно процессы кластерного развития набирают обороты и в Беларуси.

В прошлом году был запущен проект «Внедрение кластерной системы в Беларуси», инициатором которого выступил Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского.

– Формирование кластеров – актуальная задача для нашей страны, поскольку помогает предприятиям влиться в цепочки добавленной стоимости, причем не только в пределах национальной экономики, но и в формате внешнеэкономической деятельности, – считает глава бизнес-союза Жанна Тарасевич.

Достоинства кластеров, по мнению экспертов, заключаются в том, что они способствуют формированию не только деловых связей, но и получению дополнительного дохода, расширению рынков сбыта. В кластерах наряду с ведущим контрактором (ядром кластера) остальные участники работают и развиваются на равных, на условиях доверия и взаимного сотрудничества.

Кластер (англ. cluster) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров утверждена в Беларуси постановлением Совета Министров № 27 от 16 января 2014 года. Основными задачами концепции являются изучение имеющихся в стране условий и предпосылок для кластерного развития национальной экономики, выявление проблемных вопросов, препятствующих формированию кластеров, и нахождение путей их решения.  

В числе предпосылок кластерного развития белорусской экономики называется последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства, инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора.

Целью государственной кластерной политики, как отмечается в постановлении, является создание условий для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики посредством внедрения кластерной модели развития. Государственная поддержка предусматривает субсидирование затрат на создание и организацию деятельности кластеров, а также части затрат на создание специализированной инфраструктуры (создание и организация деятельности центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий); предоставление оборудованных помещений для размещения участников кластера и обеспечение их комплексом специализированных услуг на единой территории.

Планируется, что организациям кластерного развития будут предоставляться в упрощенном порядке земельные участки (без проведения аукционов и взимания платы за право заключения договора аренды) и оборудование их индустриальных площадок необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для организации предпринимательской деятельности по производству товаров, работ, услуг.

Получить господдержку могут организации и центры кластерного развития, чей правовой статус определен в соответствующих документах.